ПОЛОЖЕНИЕ
районного этапа
республиканского конкурса
«Школа безопасности»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Целью проведения районного этапа конкурса «Школа безопасности» является получение учащимися знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) и популяризации профессии спасателя.
Основными задачами конкурса являются:
повышение интереса учащихся к изучению основ безопасности жизнедеятельности, развитие у них творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений по безопасности жизнедеятельности;
предупреждение пожаров от шалости детей с огнем, а также гибели и травматизма людей при возникновении пожаров и других чрезвычайных ситуаций;
формирование у подрастающего поколения культуры безопасности жизнедеятельности;
пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к человеческой жизни.
2. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ
2.1. Общее руководство по организации и проведению конкурса осуществляет отдел образования Рогачевского райисполкома, государственное учреждение образования «Рогачевский районный центр технического творчества детей и молодёжи», Рогачевский РОЧС.
3. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
3.1. Конкурс проводится 10 февраля 2024 года на базе государственного учреждения образования «Рогачевский районный центр технического творчества детей и молодежи» по адресу: ул. Пушкина, 62. Начало игры в 10.00.
3.2. Заявки на участие в конкурсе подаются в установленной форме (приложение 1.1.) до 9 февраля 2024 года (включительно) в печатном и электронном виде, адрес e-mail: ctty_rogachev@rogachev.gov.by, телефон для справок: 49375.
4.УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
4.1. В Конкурсе могут принимать учащиеся учреждений общего среднего образования.
4.2. Конкурс проводится по трем возрастным категориям:
учащиеся I–IV классов (1 участник);
учащиеся V–VIII классов (1 участник);
учащиеся IX–XI классов (1 участник).
5. СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСА
5.1. Перед началом проведения конкурса проводится жеребьевка, определяющая порядок участия в конкурсных испытаниях в каждой возрастной группе.
5.2. Конкурс «Тестирование».
5.2.1. Основная цель – отвечать на вопросы и набирать как можно большее количество баллов. Проводится для всех возрастных групп. Каждому участнику предлагается ответить на тестовые вопросы с вариантами ответов. Для ответа на каждый вопрос отводится не более 30 секунд.
5.2.2. Примерная тематика вопросов конкурсного испытания:
- Правила поведения в общественном транспорте.
- Правила поведения в местах массового скопления людей.
- Правила поведения при пожаре в квартире, лифте.
- Правила поведения при использовании электрооборудования.
- Правила поведения в лесу.
- Правила действий при грозе.
- Правила безопасности при сборе грибов.
- Правила поведения на воде.
- Правила поведения при гололеде.
- Правила эксплуатации автономного пожарного извещателя.
- Правила поведения при землетрясении.
- Правила поведения в случае угрозы захвата заложников.
- Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми.
- Правила поведения при загорании сухой растительности.
- Правила поведения при сильном ветре, включая шквалы и смерчи.
- Правила поведения при лесных пожарах.
- Правила поведения при наводнении.
- Правила поведения при обморожении.
- Действия при обрушении здания.
- Действия при обнаружении ртути.
- Действия при обнаружении источника ионизирующего излучения.
- Действия при авариях на транспорте.
- Безопасная эксплуатация печного отопления.
- Безопасное использование бытового газопотребляющего оборудования.
- Действия при различных бытовых чрезвычайных ситуациях (при укусах домашних животных, насекомых, змей, клещей; при обнаружении взрывных устройств; при авариях на коммунальных сетях обеспечения (при отключении электричества, порыв канализации и т.д.).
- Ориентирование на местности.
- История возникновения пожарной службы, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
- История и современность БМООСП.
5.3. Конкурс «Я расскажу Вам …».
5.3.1. Каждый участник конкурса выступает в течение 1 минуты в соответствии с жеребьевкой.
5.3.2. Темы конкурсного испытания:
для учащихся I–IV классов – «Я расскажу Вам о том, что Мама, Папа, Я – безопасная семья!»;
для учащихся V–VIII классов – «Я расскажу Вам о том, какие службы в МЧС охраняют наш дом!»;
для учащихся IX–XI классов – «Я расскажу Вам о том, как стать отважным бойцом (курсантом)!».
Жюри оценивает выступление каждого участника по 10-балльной шкале по следующим критериям:
раскрытие темы конкурсного испытания и его содержательность (социальная и культурная значимость, фактическое наполнение, сюжетная линия, целостность);
оригинальность (творческий подход к постановке и исполнению).
В ходе выступления запрещается использование мультимедийных средств (презентации, видеоряда и пр.).
По итогам конкурсного испытания определяется по 3 участника от каждой возрастной группы, набравших наибольшее суммарное количество баллов по итогам конкурсного испытания «Тестирование» и конкурсного испытания «Я расскажу Вам...». Данные 3 участника и проходят в конкурсный этап «Финал».
5.4. Конкурс «Финал»
5.4.1. Суть испытания заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. На экране размещаются 5 тематических блоков по 5 вопросов в каждом. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость – от 2 до 10 баллов. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее.
5.4.2. Участники выбирают номер вопроса поочередно, согласно жеребьевке. На обдумывание вопроса отводится 10 секунд. Каждый участник отвечает на 3 вопроса. В случае правильного ответа участник получает количество баллов, равное стоимости вопроса, которые суммируется к общему числу баллов, заработанных участником за предыдущие конкурсные испытания. Если ответ неверный, количество баллов остается прежним. В случае равного количества баллов, участники отвечают на дополнительный вопрос (несколько вопросов) поочередно, до тех пор, пока не определится победитель.
5.5. Прилагается перечень литературных источников для подготовки к конкурсным испытаниям (приложение 1.2.).
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
6.1. Оценка работ, представленных на конкурс, проводится компетентным жюри, сформированным организаторами конкурса.
6.2. По итогам жюри определяет победителей и призеров в каждой номинации.
6.3. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами I, II, III степени за счёт средств Рогачевского РОЧС.
6.4. Участники, занявшие 1 место в каждой возрастной категории, принимают участие в областном этапе конкурса.
Приложение 1.1
ЗАЯВКА
на участие в районном этапе конкурса
«Школа безопасности»
№ п\п |
Ф.И.О. участника |
Дата рождения |
Место жительства (адрес) и полное название учреждения общего среднего образования, (номер телефона) |
Класс |
1. |
Иванов Петр Сергеевич |
12.03.2009 |
Гомельская обл., г.Рогачев, ул.Набережная, 10, ГУО «Средняя школа №5 г.Рогачева», тел.80232 555809 |
7 класс |
Приложение 1.2
Литература для подготовки к конкурсу:
- А.В.Тетерник, В.И.Яковчук «Страницы истории пожарной службы Беларуси». Минск: Технология, 2013. – 192 с.: ил.
- В.Н.Денисов «Площадь Свободы в Минске», Мн, 1985 г.
- Н.Кун Легенды и мифы Древней Греции, Мн, 2000 г.
- Ф.И.Литвяков, Ю.Ф.Антипов «Чернобыль: наша боль и память», Одесса, 2006 г.
- С.М.Мелешко «История пожарной службы города Волковыска 1868-2008 г.», Волковыск, 2008 г.
- В.В.Рябушко, Д.В.Рябушко «Из огня да в полымя», Витебск 2002 г.
- В.В.Рябушко «Люди огненной судьбы», Витебск, 1994 г.
- В.В.Рябушко «Подружитесь с огнем», Витебск, 1996 г.
- В.В.Рябушко, Д.В.Рябушко «По секрету всему свету», Витебск 2005г.
- В.Сырокомля «Мінск. Беглы агляд сучаснага стану Мінска», Мн. 1992 г.
- Ю.Б.Циркин «Мифы Древнего Рима», 2000 г.
- З.В.Шибеко, С.Ф.Шибеко «Минск: Страницы жизни дореволюционного города», Мн, 1990 г.
- Н.Н.Щаблов, В.Н.Виноградов «Дар Прометея», С-Пб, 1997 г.
- Н.Н.Щаблов, Г.А.Дюжева «Огненный крест», С-Пб, 1996 г.
- В.П.Ситников «Основы безопасности жизнедеятельности», Мн.: 1997 г.
- М.И.Иванков, В.С.Алексеева «Основы безопасности жизнедеятельности», Мн.: 2007 г.
- С.Б.Фатин, М.К.Мишкевич «Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб. пособие для 5-9(10) кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. – 116 с.: ил.
- А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев, «Основы безопасности жизнедеятельности», Мн.: 2004 г.
- В.А.Володин «Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях».- Мн..Аванта+, 2001. – 448.:ил.
- «Энциклопедия безопасного поведения в современном мегаполисе». Мн., 2010, 299 стр.
- «Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника». Мн., 2004, 400 стр.
- Т.В.Загвоздкина «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных учреждений с рус.яз. обучения.- Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. - 112 с.: ил.
- Т.В.Загвоздкина «Безопасность в жизни и в быту»: 5 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорус. и рус. яз. Обучения.- Минск : Асар, 2010. -180 с. – (Основы безопасности жизнедеятельности. Факультативные занятия).
- Т.В.Загвоздкина, Л.А.Одновол, Н.Н.Яковлева «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учреждения с белорус. и рус. яз. обучения. Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 68 с.:ил.
- С.Б.Фатин; под ред. Н.Н.Яковлевой «Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. Учреждений с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2008. – 160 с.: ил.
- Т.В.Загвоздкина «Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении»: 9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. Обучения. – Минск: Асар, 2010. – 52 с. (Основы безопасности жизнедеятельности. Факультативные занятия).
- Т.В.Загвоздкина, Л.Ф.Кузнецова, Л.А.Одновол, «Основы безопасности жизнедеятельности» учеб. Пособие для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. Яз. Обучения. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.: ил.
- Т.В.Загвоздкина «Безопасность в жизни и в быту» 5 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений с бел. и рус. яз. обучения. – Минск: Асар, 2010. -180 с.
- М.К.Мишкевич «Основы безопасности жизнедеятельности». 7-8-е кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009.- 200 с.
- А.В.Бурьяк «Искусство выживания».
- Электронный ресурс – Правила пожарной безопасности_ - Российский общеобразовательный портал_ Школа № 31, г_ Волгодонск.mht
- Е.Н.Иванов «Противопожарное водоснабжение». - М.: Стройиздат, 1986. - 316 с.
- А.А.Качалов и др. «Противопожарное водоснабжение». - М.: Стройиздат, 1985. - 285 с.
- ППБ РБ 1.02-94. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации технических средств противопожарной защиты.
- ТКП 45-2.02-138. Противопожарное водоснабжение.
- http://mchs.gov.by