Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми

Дата: 27 октября 2021 в 10:48, Обновлено 27 октября 2021 в 10:49

В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

На сегодняшний день это хорошо отлаженный транснациональный вид преступной деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире лидирующие позиции по прибыльности. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в современном мире насчитывается до 36 млн. жертв торговли людьми. Ряд международных организаций высказывает мнение о необходимости пересмотра устаревшего ранжира, где торговля людьми занимала 3-е место в мире по доходности для криминального бизнеса, так как с оборотом в 32 млрд. долларов США в год уже опередила торговлю оружием и вплотную приблизилась к наркотрафику.

Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации (в 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов).

На сегодняшний день самой распространенной формой торговли людьми является сексуальная эксплуатация. Так, из 5 572 жертв торговли людьми, установленных в 2002 – январе-марте 2018 года, сексуальной эксплуатации подверглись 4 942 человека, трудовой – 627, изъятию органов – 3. Из общего количества жертв торговли людьми 12,3% (685 лиц) – несовершеннолетние.

В настоящее время Беларусь остается страной происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют белорусских женщин в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (преимущественно в г. Москву и Московскую область).

Основным вектором вывоза граждан Беларуси с целью трудовой эксплуатации является Россия, несколько случаев выявлено в Турции и Польше. С 2006 года в республике выявляются случаи, когда Беларусь сама выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из Вьетнама (16), России (13), Украины (2) и Молдовы (1), подвергшиеся эксплуатации на территории Беларуси.

Для личной безопасности трафикеры стараются принимать «живой товар», находясь в стране назначения и избегая приезда в Беларусь. Вместе с тем отдельные из них, используя местные криминальные связи, периодически продолжают приезжать в республику с целью вербовки женщин для занятия проституцией за границей. В таких случаях подразделения по противодействию торговле людьми действуют на упреждение и задерживают трафикеров при попытках вывоза наших граждан за рубеж в целях последующей эксплуатации. За 2017 год перекрыто 15 каналов вывоза людей в 5 стран мира в целях эксплуатации, из них в Россию – 7 (16 жертв, из них 1 н/л), в Турцию – 3 (7 жертв), на Кипр – 2 (7 жертв), в Германию – 2 (8 жертв), в ОАЭ – 1 (1 жертва), с начала 2018 года – 1 канал секс-трафикинга в Грецию (2 жертвы).

В Беларуси продолжает оставаться проблемой внутренняя эксплуатация, когда белорусские граждане эксплуатируются на территории своей страны. Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой. С 2011 года наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее же число последних преобладало в среднем в два-три раза, а в 2006 году – в девять раз). В 2011 году эксплуатации на территории Республики Беларусь подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142, в 2012 – 124 и 85, в 2013 – 90 и 59, в 2014 – 54 и 43, в 2015 – 77 и 44, в 2016 – 122 и 62, в 2017 – 88 и 43, в январе-марте 2018 года – 29 и 6 соответственно.

Отдельно рассматривая трудовую эксплуатацию, следует отметить, что с 2005 года в Беларуси выявлено 135 связанных с ней преступлений, из них 115 сопряжены с вывозом жертв за рубеж, 20 совершены внутри страны. Пик преступлений, повлекших трудовую эксплуатацию, пришелся на 2008 год (51 факт связан с вывозом граждан за рубеж, 2 факта – трудовая эксплуатация на территории Беларуси). В дальнейшем ситуация стабилизировалась и с 2010 года ежегодно выявляется не более 5 таких преступлений (2010 – 4, 2011 – 2, 2012 – 1, 2013 – 0, 2014 – 1, 2015 – 2, 2016 – 1, 2017 – 1, январь-март 2018 – 2).

Сегодня в Беларуси легальной деятельностью по трудоустройству граждан за границей занимаются 192 субъекта хозяйствования. Если 
в 2011 – 2013 годах в стране наблюдался рост числа административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан за рубежом (в 2011 году выявлено 123 факта, в 2012 – 144, в 2013 – 115), то впоследствии в данной области наметилась некоторая стабилизация 
(в 2014 году выявлено 52 правонарушения, в 2015 – 58, в 2016 – 50, в 2017 – 60).

Отметим, что в Республике Беларусь уголовная ответственность за незаконное трудоустройство граждан за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация (под ней понимается незаконное принуждение человека к выполнению работ или оказанию услуг, в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей, в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством).

Деятельность в сфере трудоустройства за границей находится под контролем МВД и требует получения специального разрешения (лицензии) от Департамента по гражданству и миграции.

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер и выстроены в четкую систему по следующим направлениям:

совершенствование национального законодательства;

деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация;

подготовка кадров;

международное сотрудничество;

статистика и отчетность, доступные в глобальной компьютерной сети Интернет.

Первое из направлений – совершенствование национального законодательства.

В 2003 году Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол).

Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность брачных агентств. Законодательно закреплено определение жертвы торговли людьми (это лицо, которое пострадало от торговли людьми, а также связанных с ней преступлений), определены меры по защите и реабилитации жертв.

В Беларуси реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая – на 2008 – 2010 годы (утверждена Главой государства), третья – на 2011 – 2013 годы (утверждена Главой государства), четвертая – на 2013 – 2015 годы (утверждена решением координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). В 2017 году принята пятая Программа на 2017 – 2019 годы.

В реализации всех антитрафикинговых Программ активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, работу телефонов «горячей линии», создание социальной рекламы, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений.

Отметим, что последние программы (четвертая и пятая) совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция) и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией. Вместе с тем треть мероприятий этих Программ связана с противодействием торговле людьми.

Уход в четвертой и пятой Программах от одной проблемы торговли людьми и объединение в Программах нескольких проблем было связано с существенным сокращением масштабов торговли людьми в республике (почти в 10 раз) и нецелесообразностью распыления сил и средств.

Ввиду того, что трафикеры располагают транснациональными криминальными связями, хорошо знают уголовное законодательство и постоянно меняют тактику своих преступных действий, в Беларуси решено противостоять их уловкам и способам ухода от ответственности путем криминализации максимального количества деяний, связанных с торговлей людьми. По инициативе МВД в Уголовный кодекс в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения, благодаря которым на сегодняшний день в стране действуют семь составов преступлений, охватывающих все виды и формы «современного рабства».

Вот эти составы:

1) статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;

2) статья 171<sup>1</sup> «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»;

3) статья 181 «Торговля людьми»;

4) статья 181<sup>1</sup> «Использование рабского труда»;

5) статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей);

6) статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом);

7) статья 343<sup>1</sup> «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего» (в случаях, когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок).

Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса 171, 171<sup>1 </sup>и 343<sup>1</sup>, влекут исключительно сексуальную эксплуатацию; статьей 181<sup>1 </sup>– исключительно трудовую эксплуатацию; статьями 181, 182 и 187 – сексуальную, трудовую и любую другую возможную эксплуатацию.

Максимальное наказание по вышеуказанным статьям – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества.

В июле 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

В 2013 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, которая вступила в силу для республики 1 марта 2014 года. Сегодня Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, которая присоединилась к указанной Конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках нее обязательства, государство проделало значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с данным международным договором.

Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми приведено к международным стандартам национальное определение торговли людьми (это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия). Для устранения конкуренции норм дано определение использования занятия проституцией (извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

16 декабря 2014 года принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми». Указанные изменения и дополнения определили основы идентификации жертв торговли людьми, а также ввели принцип 30-дневного срока на обдумывание ими своей ситуации, в течение которого человек, пострадавший от торговли людьми, может гарантированно реабилитироваться и принять взвешенное решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, утвержденный Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 года № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 года).

Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций. Реабилитационную помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты. Сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, а также об идентифицированных жертвах торговли людьми обобщаются и размещаются на официальном сайте МВД Беларуси (исключительно статистические данные).

Таким образом, механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми вступил в силу и в настоящий момент действует на практике.

Помимо этого, в Республике Беларусь действует ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми.

6 февраля 2012 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 года № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием.

Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 года № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 года.

С 2013 года начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания».

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года №1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

В 2014 году Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Придавая обоснованно высокое значение защите прав и интересов несовершеннолетних жертв торговле людьми, а также исходя из смысла международных договоров и Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», МВД Республики Беларусь полагает, что использование занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статья 171 Уголовного кодекса), вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (части 2 и 3 статьи 171<sup>1 </sup>Уголовного кодекса), использование рабского труда заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 181<sup>1 </sup>Уголовного кодекса) и использование несовершеннолетнего/малолетнего в порносъемках (части 2 и 3 статьи 343<sup>1 </sup>Уголовного кодекса) должны быть исключены из указанных статей и квалифицироваться по статье 181 Уголовного кодекса «Торговля людьми» либо выделены в самостоятельный состав преступления, предлагаемый как статья 181<sup>2 </sup>«Торговля детьми». Ведь вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение несовершеннолетнего в целях эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия. Разработаны соответствующие предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс.

Аналогичные законодательные меры заложены в разработанную в 2018 году по инициативе МВД «дорожную карту» в сфере зашиты детей от сексуального насилия и эксплуатации, проект которой в настоящее время находится в стадии рассмотрения.

Помимо этого, ожидаемый в результате реализации «дорожной карты» нормативный правовой акт предусмотрит такие действенные меры, как система раннего выявления признаков и фактов эксплуатации детей в учреждениях образования и здравоохранения, информирования об этом правоохранительных органов; реализация законодательного запрета для лиц, совершивших преступления в сфере детской эксплуатации, должностей (рабочих мест), связанных с доступом к детям; внедрение образовательных курсов, информационно-разъяснительных мероприятий по повышению осведомленности граждан об угрозах, связанных с эксплуатацией детей; создание общедоступной базы данных граждан, осужденных за связанные с ней преступления; получение детскими учреждениями сведений о проживании рядом таких лиц и т.д.

Второе направление – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на две составляющие.

Первая затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Вторая составляющая касается координации при идентификации, защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.

На Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, сведения о том, как не попасть в рабство и что делать в экстренной ситуации, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 2 городских центра социального обслуживания семьи и детей и 146 территориальных центров социального обслуживания населения, в 132 из которых созданы «кризисные комнаты»).

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 138 социально-педагогических центров, 103 из которых располагают детскими социальными приютами).

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 8 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;

4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское Общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены самостоятельно выявлять и реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного социального заказа в рассматриваемой сфере.

Взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

Третье направление – подготовка кадров.

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 года функционирует открытый при содействии МОМ Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

С момента открытия в Международном учебном центре проведено более 100 курсов повышения квалификации, в ходе которых прошли обучение свыше 2300 человек, из них свыше 430 иностранцев из почти 30 зарубежных государств, и более 420 иных образовательных мероприятий (семинаров, форумов, «круглых столов»), в ходе которых прошли обучение свыше 4000 человек.

Четвертое направление – международное сотрудничество.

Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене. В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 года в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар. В развитие данной инициативы 30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 года в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе международного форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН – Исполнительный директор УНП ООН Юрий Викторович Федотов. Аналогичный международный форум проведен в г. Минске в 2015 году.

По инициативе Республики Беларусь дата 30 июня объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Днем борьбы с торговлей людьми.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, МОМ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Управление по наркотикам и преступности ООН, Детский Фонд ООН и другими.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой.

Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов, ведь успешные результаты в борьбе с ней не возможны без эффективного международного сотрудничества правоохранителей (ввиду транснационального характера торговли людьми).

Чертой, присущей международному трафикингу, является наличие хорошо отлаженного канала поставки «живого товара» за границу.

Для нашей страны характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока.

Во многих случаях трафикеры тщательно конспирируются, маскируя свой преступный промысел под легальную деятельность.

Имея транснациональный характер, торговля людьми постоянно совершенствуется и принимает новые формы, которые становятся актуальными и для Республики Беларусь. К ним можно отнести организацию «секс-туризма» (когда иностранцы приезжают в страну исключительно с целью потребления платных сексуальных услуг наших гражданок), создание «борделей», завуалированных под массажные студии и салоны (когда под видом квалифицированных массажистов набираются и работают проститутки), ведение «секс-бизнеса» исключительно посредством сети Интернет (то есть без личного контакта сутенера с клиентами и проститутками) и даже фиктивные браки между трафикерами и проститутками для легализации их вывоза за рубеж в целях последующей эксплуатации.

В последние годы определенный интерес для трафикеров представляет Китай, стремительный рост экономики которого подстегнул развитие и строительство городов, что поспособствовало созданию развлекательной инфраструктуры (ночные клубы, караоке-бары, эскорт-агентства, нелегальные бордели).

В Республике Беларусь встречаются также случаи организации «элитной» проституции, то есть оказания проститутками (имеющими модельную внешность) эскорт-услуг «с продолжением» VIP-клиентам из числа состоятельных бизнесменов и влиятельных зарубежных гостей. Однако эта проблема пока не носит массового характера, представлена единичными фактами (2 уголовных дела в 2013 году) и характерна лишь для столицы. В целом на г. Минск приходится примерно треть всех выявляемых преступлений, связанных с сутенерством.

Следует отметить и случаи, когда в сексуальную эксплуатацию перерастают факты совершения иных преступлений против личности.

Совместная работа МВД и заинтересованных государственных органов, международных организаций и общественных объединений, проведенная в 1999 – 2018 годах, позволила существенно минимизировать масштабы торговли людьми в нашей стране.

Пик фактов торговли людьми (исключительно статья 181 Уголовного кодекса) пришелся на 2005 год, когда было выявлено 159 таких преступлений. В дальнейшем ситуация заметно стабилизировалась и в последние пять лет ежегодно выявляется не более 10 фактов торговли людьми (в 2012 году – 8, в 2015, 2016 и2017 годах – по 1, в январе-марте 2018 года – 1).

Вместе с тем такая категория преступлений, как использование занятия проституцией, остается актуальной, и прежде всего ввиду высокого спроса на платные сексуальные услуги, что порождает предложение.

Сегодня на оперативных учетах подразделений по противодействию торговле людьми состоят 2 303 лица, занимающихся проституцией, из них 1061 (почти половина от общего числа) – в г. Минске.

В прежние годы основное количество лиц, занимающихся проституцией, концентрировалось на автотрассах и улицах городов 
(до 70%), около 20% – в гостиничном секторе и 10% – в печатных изданиях и сети Интернет. В настоящее время с развитием современных технологий значительно увеличился удельный вес лиц, предлагающих сексуальные услуги в сети Интернет (более 30%).

Круг потребителей услуг проституток достаточно велик и включает в себя не только состоятельные слои общества. При относительно небольших гонорарах некоторых проституток они доступны и широким слоям населения. Соответственно цены на оказываемые проститутками услуги имеют весьма широкий диапазон. Так, уличные проститутки в среднем получают около 40-70 долларов США за один час (низший предел 10 долларов, верхний порядка 75-90). Работающие по вызову и с помощью объявлений в среднем оценивают свои услуги около 80-100 долларов за час (общий диапазон от 40 до 300 долларов). «Элитные» проститутки встречу на час оценивают в 150-500 долларов (при поиске клиентов в ночных клубах, выезде на базу отдыха либо эскорте с интимом, что рассматривается как услуги на всю ночь, – 400-1500 долларов).

В январе-марте 2018 года в Беларуси к административной ответственности за занятие проституцией привлечено 281 лицо. Наибольшее количество в г. Минске – 113 правонарушителей, что вызвано самой высокой концентрацией указанного контингента, а также в Витебской (43) и Гомельской (37) областях.

Активно внедряется практика наложения взыскания в виде административного ареста, которое с начала 2018 году применялось почти в каждом 5-м случае (47 фактов). Применение данной практики вызвано тем, что лишь 5-10% задержанных за занятие проституцией лиц своевременно уплачивают наложенные штрафы.

Необходимо отметить, что анализ ситуации, связанной с занятием проституцией, свидетельствует о развитии «студенческой проституции». Только в г. Минске до 15% проституток – студентки высших учебных заведений.

В целом проводимые оперативно-профилактические мероприятия позволяют минимизировать масштабы распространенности проституции в нашей стране.

Не остается без внимания правоохранительных органов и деятельность модельных агентств.

Интересен тот факт, что на начало 2005 года в Беларуси действовали 18 модельных агентств, 13 из которых были вовлечены в торговлю людьми (резонансное дело о модельном бизнесе, когда трафикеры продали за рубеж 587 девушек, из них 156 несовершеннолетних).

С 1 июля 2005 года деятельность модельных агентств была взята под обоснованно жесткий контроль государства и подлежала лицензированию до 1 января 2011 года (рассматривалась как образовательная деятельность и лицензировалась Министерством образования). С 2005 по 2011 годы только 3 агентства выдержали предъявляемые законодательством требования.

В 2011 году лицензирование деятельности модельных агентств было отменено, что поспособствовало открытию большого количества новых субъектов модельного бизнеса. Сегодня в Беларуси действуют 33 модельных агентства и их филиалы, 7 из которых имеют лицензию на трудоустройство граждан за границей.

В настоящее время случаев причастности субъектов модельного бизнеса к торговле людьми и связанным с ней преступлениям не выявляется. Попытки отдельных лиц организовать незаконное проведение кастингов под видом модельных агентств своевременно пресекаются.

Проведенная в 2018 году работа указала на повышение актуальности вызовов и угроз в сфере трудовой эксплуатации.

Пристально изучается угроза организованного попрошайничества как возможной формы трудовой эксплуатации. Будучи особенно характерной для некоторых этнических диаспор, данная деятельность сопряжена с вовлечением в нее представителей наименее защищенных слоев населения (несовершеннолетние, инвалиды, лица с психоневрологическими заболеваниями, алкогольной или наркотической зависимостью, без определенного места жительства и т.д.) и их корыстном использовании, в т.ч. с помощью принудительных мер (насилие или угроза его применения, отобрание персональных документов, создание долговой каббалы, психологическое подчинение).

С 2002 года правоохранительные органы Беларуси ликвидировали 22 преступные организации (из них 21 транснациональную) и 85 организованных групп, специализировавшихся на торговле людьми и связанных с ней преступлениях.

За преступления, связанные с торговлей людьми, использованием занятия проституцией, порнографией и педофилией осуждены 3 800 человек, из которых 2 158 – к лишению свободы (в их числе 853 сутенеров и трафикеров, из них 685 осуждены к лишению свободы).

Таким образом, предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений, и это заслуга совместной работы государственных органов, международных и неправительственных организаций, которые не конкурируют, а дополняют друг друга.

Несмотря на достигнутые успехи очевидно, что для эффективного противодействия «современному рабству» необходимо вовлечение в борьбу с ним всего общества.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.