В школе ребенок проводит большую часть дня, и условия, созданные там, оказывают значительное влияние на здоровье. Школьники подвержены ненормированным зрительным нагрузкам, часто не соблюдают правила гигиены труда (неправильная посадка за столом, неумеренное пользование компьютером, гиподинамия), что приводит к развитию близорукости.
По данным офтальмологов около 4% детей, идущих в 1 класс, имеют миопию, а к окончанию школы почти 20% старшеклассников страдают близорукостью разной степени. Некоторые дети имеют проблемы со зрением и носят очки еще до поступления в школу. В то же время учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза. Если ребенок редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то у него повышается вероятность развития зрительных расстройств.
Близорукими считаются люди, которые плохо видят вдаль и, до определенного момента, неплохо справляются с работой на близком расстоянии. В переводе с древнегреческого «миопия» означает щуриться. И действительно, если внимательнее присмотреться к людям, страдающим близорукостью, можно заметить, что они прищуривают глаза или растягивают веки пальцами, чтобы сузить глазную щель и улучшить видимость долеко расположенных предметов. Для близоруких трудно рассмотреть детали предметов таких как: номера общественного транспорта, дорожные знаки, приближающихся людей и многое другое, что облегчает ориентацию в окружающем мире и делает её красочнее и многограннее.
Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте.
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречается далеко не всегда. Нарушения зрения занимает по частоте 2-е место после патологии опорно-двигательного аппарата. Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость.
Факторы, способствующие формированию близорукости у детей.
Наследственность. На роль генетического фактора указывает преобладание миопии у детей близоруких родителей.
Зрительные перегрузки школьников. Наиболее значимым фактором внешней среды, способствующим формированию миопии, является длительная зрительная работа глаз на близком расстоянии.
Недостаточная освещенность рабочего места школьника. Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности.
Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в домашней, и в школьной обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.
Неправильная посадка за рабочим столом. Нарушение осанки, привычка читать лежа, писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
Компьютер и зрение. Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении. Если ребенок в возрасте до 14-15 лет ежегодно сидит за компьютером два часа, то, при наличии других неблагоприятных факторов, его зрение может снижаться на единицу за год.
Телевизор и зрение. Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях.
Низкая физическая активность школьников.
Режим дня. Эффективность зрительной работы обеспечивается четкой организацией труда и активного отдыха.
Особенности рациона питания. Важное условие сохранения зрения и поддержания функций глаза – правильное питание. Несбалансированный рацион, дефицит белка и витаминов, особенно А, Е, С, группы В, может спровоцировать или усугубить развитие нарушений зрения в детском и подростковом возрасте.
Общие заболевания. Миопия чаще развивается и прогрессирует у более ослабленных детей, имеющих сопутствующую фоновую патологию – заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, эндокринной систем.
Профилактика нарушений зрения у детей.
Правильная организация рабочего места школьника. Посадка за рабочим столом. Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение.
Правила чтения и письма.
Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте!
Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать сверху и слева (для правшей).
Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30-35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом!
Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20-30 минут должна прерываться на 10-15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть вдаль, закрыть глаза, походить и т.д.).
Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1-1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!
Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, бледными буквами и картинками.
Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки!
Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрыть глаза на 1-2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.
Правила «общения» ребенка с компьютером.
Офтальмологи не рекомендуют разрешать детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Если в семье есть наследственная предрасположенность к близорукости, то необходимо быть категоричными и не разрешать ребенку проводить время за компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15-20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день.
Мебель должна быть пообобрана по росту ребенка.
Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60-70 см от глаз ребенка (не ближе 50 см).
Через каждые 25-30 минут работы следует делать перерывы на 5-10 минут, в течение которых обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.
Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием.
Правила «общения» ребенка с телевизором.
Маленьким детям до двухлетнего возраста не рекомендуется смотреть телевизор. Детям от двух до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день, старше семи лет – более 1,5 часов в день.
Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при чрезмерном приближении глаз к экрану телевизора. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.